Портретные авторские куклы Марины Ефремовой: главная страница

Советы по изготовлению кукол. Секреты кукольной мастерской

все советы и секреты
Новости сайта
Об авторе
Портретные и авторские куклы. Галереи работ
Графика. Иллюстрации. Галереи работ
Школьный кукольный театр
Советы по изготовлению кукол. Секреты мастерства
Гостевая книга
Аннотированные каталог ссылок
Информация для контактов

Голова и лицо. Особенности изображения


1. Голова и лицо

3. Рот

2. Глаза и брови

4. Шея

1. Голова и лицо


   Именно лица делают людей непохожими друг на друга. Лицо — это то, что выделяет конкретного человека среди миллионов других людей планеты. Два человека никогда не обладают совершенно одинаковой внешностью, даже двойняшки обычно имеют малозаметные отличия. Причиной этого феномена является бесконечно большое количество комбинаций характерных черт лица, несмотря на то, что каждый имеет в общем случае по два глаза, нос и рот и весь этот набор размещается на очень маленькой площади в сравнении с общей площадью поверхности тела.

   При всех индивидуальных отличиях конкретных лиц сходных элементов в лицах все же больше, чем различных. Это позволяет говорить о стандартных пропорциях черт лица.

На рисунке показаны (сверху вниз) основные горизонтальные линии лица:

  • линия волосяного покрова (1)
  • линия бровей (2)
  • линия глаз (3)
  • линия основания носа (4)
  • линия губ (5)
  • линия подбородка (6)
  •    Если проследить эти основные линии на черепе, то можно заметить, что все они проходят либо по краям костей черепа, либо по швам, образуемым этими костями.

       Пропорции, характерные для расы европоидов:

       Вся видимая часть лица делиться на три части- линии (1), (2), (4). Каждая из этих частей делиться еще на три части. По этим частям проходят линии (3) и (5). Длина носа (расстояние между (2) и (4)) равна высоте уха, причем уши располагаются между этими линиями.

       Вертикальные линии пропорций лица. Лицо симметрично, линия симметрии (средняя линия) проходит по носу. Расстояние между глазами равно длине глаза. Таким образом, если разделить расстояние между левым краем левого глаза и правым краем правого глаза на три части (опять 3!), то в первой трети будет левый глаз, во второй будет полностью помещаться нос, причем крылья носа будут ровно ограничены линиями, а в третьей трети - правый глаз.

       Голова, как правило, оказывается наиболее трудной при изготовлении куклы человека. Мы с момента рождения настолько привыкаем к виду головы и лица, что можем различить любые неточности вылепленной головы, даже не понимая, что именно сделано неверно.




       Ниже приведены некоторые наиболее распространенные ошибки, допускаемые при создании скульптуры головы:

  • Недостаточно высокий лоб. Запомните, что в вертикальном направлении линия глаз делит лицо пополам.
  • Уши расположены либо слишком высоко, либо слишком низко. Уши должны занимать пространство от верха глаз до нижней кромки носа, а если смотреть сбоку — находиться посередине между передним краем лица и задней стороной головы.
  • Глаза находятся на прямой линии. Помните, что все линии тела имеют кривизну, нет ни совершенно прямых линий, ни ровных плоскостей. Так и внешние уголки глаз должны быть слегка выше внутренних.
  • Различные черты лица характерны для людей разного возраста. Все элементы должны передавать один и тот же возраст и пол. Взрослая женщина с носом двухлетнего ребенка и глазами восьмилетней девочки будет выглядеть достаточно странно!
  • Нос либо слишком длинный, либо слишком короткий. На деле расстояние между внутренним уголком глаза и верхним краем ноздри должно равняться всего лишь ширине глаза.
  • Глазное яблоко слишком сильно выступает наружу. Глазное яблоко является самой глубокой точкой поверхности лица. Все остальные части лица находятся впереди глаз.


  • [к оглавлению]

    2. Глаза и брови

       Области глаз, бровей и рта являются самыми выразительными частями лица. Глаза — наиболее интересная часть лица. Вы можете сказать, о чем человек думает или что он чувствует, исходя из множества выразительных движений глаз. Тысячу слов может заменить один красноречивый взгляд. Даже если бы мы могли видеть только глаза персонажа, по ним легко было бы различить чувства радости, страха, печали или гнева.

       Глаза расположены на лице не строго вдоль одной линии. Их внутренние уголки находятся на горизонтальной прямой, разделяющей расстояние от макушки до подбородка пополам, а внешние уголки глаз лежат несколько выше этой линии. Кроме того, так как на лице нет совершенно плоских поверхностей, то и глаза не просто плоско прилеплены на поверхности лица. Скорее наоборот, ткани лица окружают глаза, передавая их выпуклую форму.

       Глаза разнесены на расстояние, равное горизонтальному размеру (ширине) глаза, а вертикальный размер нормально открытого глаза обычно равен половине его ширины. Диаметр радужной оболочки составляет примерно одну треть ширины глаза. Вдобавок глаза асимметричны: верхнее и нижнее веко имеют свою определенную форму. Кроме того, наивысшая точка верхнего века находится не на одной вертикали с самой низкой точкой нижнего века. В результате открытый глаз не похож на овал. Верхнее веко более выгнуто и, закрываясь, перекрывает нижнее веко в районе внешнего уголка глаза. Наконец, форма обоих век определяется лежащим под ними глазным яблоком.

       Когда человек закрывает глаз, то кажется, что всю работу при этом производит верхнее веко. Оно опускается на глаз и ложится на линию ресниц нижнего века. Однако верхнее веко не способно двигаться без ответного движения нижнего века, хотя бы даже совсем незначительного. Нижнее веко на самом деле имеет намного меньший диапазон движения, чем верхнее. Находясь в состоянии покоя в своем естественном положении, нижнее веко обычно касается нижнего края радужной оболочки глаза. Если человек кричит или улыбается, его глаза прищуриваются, а нижнее веко поднимается вверх и закрывает нижнюю часть зрачка. Нижнее веко почти никогда не опускается ниже своего нормального положения.

       Чтобы представить пределы движения верхнего века, необходимо знать его положение относительно радужной оболочки. В обычном положении верхнее веко находится почти над самым зрачком. Если верхнее веко слегка прикрывает край зрачка, выражение глаза изменяется с живого на безразличное. Вообще говоря, нормальным положением верхнего века может являться любая позиция между верхним краем радужной оболочки и верхом зрачка. Однако у каждого конкретно го глаза нормальным оказывается свое собственное расположение век, как показано на рисунках, и они всегда возвращаются в это положение.







    Положение век для различных типов глаз

       Живость взгляду придает правильная фокусировка глаз. Когда глаза неподвижны или неверно сфокусированы, это сразу заметно. Если кто-то смотрит прямо на вас, а затем, пусть даже очень медленно, отводит глаза в сторону, вы тут же обнаруживаете, что его взгляд уже не зафиксирован на вашем лице. Когда взгляд направляется на какой-либо предмет, оба глаза разворачиваются к оси взгляда таким образом, чтобы оказаться направленными на этот предмет. Внешне это проявляется в перемещении радужных оболочек внутрь, к носу, причем зрачок всегда остается в центре радужной оболочки. Чем дальше от глаз находится объект, тем на меньший угол должны разворачиваться радужные оболочки для обеспечения фокусировки. Расфокусированный, остекленевший взгляд возникает, когда радужные оболочки обоих глаз направлены прямо вперед. На рисунке приведены примеры различной фокусировки глаз.

    Варианты фокусировки глаз на близкое расстояние и далеко вперед, а также пустой, расфокусированный взгляд

       Брови - полоски коротких волос, которые растут над глазами вдоль дуг, проходящих по краям глазных впадин черепа, - как и глаза, также являются очень выразительными элемента ми лица. Изменчивость типа, размера и формы дуг бровей порождает бесконечное множество вариантов.

       Наиболее подвижной частью брови является ее доля, располагающаяся вблизи переносицы и составляющая приблизительно одну треть общей длины брови. Основная часть брови всегда располагается где-то над кожной складкой, нависающей над верхним веком. Если мышцы тянут ближний к переносице край брови вниз, лицо нахмуривается, а взгляд становится сердитым или беспокойным.

       Изгиб брови книзу обычно начинается на расстоянии примерно двух третей ее длины от переносицы. Именно в этом месте лицо начинает постепенно переходить в боковую часть головы.

       Форма бровей зависит от пола и возраста. Мужские брови обычно бывают более густыми и нависают над глазами, а у женщин брови сравнительно тоньше и располагаются они выше, чем у мужчин. И у мужчин, и у женщин брови растут вдоль гребня глазной впадины черепа, только мужские брови, как правило, спускаются на нижний склон гребня, а женские — проходят по его верхнему краю. Мужские брови обычно сильнее женских выступают над поверхностью лица и выглядят более кустистыми. Наконец, брови изменяются с возрастом, они редеют и постепенно перестают играть роль важной детали лица.


    [к оглавлению]

    3. Рот

       Рот окружен двенадцатью мышцами, однако только семь из них участвуют в формировании выражений лица. Эти мышцы позволяют нам самыми разными способами шевелить губами рта. Ткани губ не соединены непосредственно с черепом, поэтому рот имеет достаточно большую свободу движений. На рисунке представлены мускулы рта.

       Расстояние от основания носа до нижнего края нижней губы равняется ширине глаза. Когда рот расслаблен или улыбается, это расстояние сохраняется, поскольку во время даже самой широкой улыбки уменьшается только расстояние между верхней губой и основанием носа. Это правило не выполняется в том случае, если человек громко смеется или пронзительно кричит, сильно раскрывая рот.

    Образующие рот губы у разных людей могут иметь различную форму, придающую индивидуальность лицу конкретно го человека. Уголки рта интересны тем, что вблизи них перекрещивается много лицевых мышц, образуя небольшие желваки, а иногда даже приводя к некоторому опусканию углов рта.




    [к оглавлению]

    4. Шея

       Шея — это часть тела, при лепке которой нередко допускаются ошибки. Наиболее часто трехмерный образ шеи уподобляют торчащему над плечами отростку в виде стебля, которому всего лишь отводится роль поддержки головы над грудной клеткой. Однако, если посмотреть на шею сбоку, то можно заметить, что она наклонена вперед, являясь как бы продолжением плеч, как показано на рисунке.







       У женщин этот наклон обычно проявляется сильнее, чем у мужчин, так как мускулы женской шеи развиты слабее. Наклон шеи особенно заметен у штангистов-тяжеловесов, мощных игроков в американский футбол и просто у людей с мускулистым телом. Поскольку шея наклонена вперед, ее передняя часть короче задней. При взгляде спереди видно, что шея не похожа на цилиндр, а ее боковые поверхности сходятся по направлению к голове, как показано на рисунке.

       Эта конусность шеи может меняться в соответствии с типом телосложения и полом персонажа. Женская шея обычно более стройная и изящная, чем мужская, а мужчины чаще имеют выступающее адамово яблоко.





       Мышцы задней стороны шеи соединены с черепом в трех местах: в основании черепа и в точках сосцевидных отростков, расположенных позади ушей, как показано на рисунке.

       В задней части шеи, где две трапециевидные мышцы спины присоединяются к основанию черепа, между ними от места прикрепления шеи к голове до выступа седьмого шейного позвонка образуется ложбинка.

    [к оглавлению]

    использованы материалы:

    1. Н.Н. Ростовцев. "Учебный рисунок"

    2. Стефаник Рикс «Анимация персонажей в 3D Studio Max».

    Сайт управляется системой uCoz